Вина. Пути преодоления.
Вина — это сложный комплекс, включающий в себя переживания, образы эмоции, мысли, воспоминания, фантазии.
С одной стороны, вина, также как и стыд выполняют важную социальную функцию. Вина сигнализирует человеку, что что-то пошло не так. Она помогает соблюдать моральные нормы, осознать границы во взаимоотношениях и рамки дозволенного, стимулирует ответственность и справедливость, выработку шкалы ценностей, способствует душевному и духовному развитию человека. «Человек, лишенный чувства стыда, просто глуп» (З. Фрейд). Это относится и к способности переживать вину. Но очевидно, что есть определенная мера ее переживания, оптимум интенсивности, стимулирующий позитивное изменение поведения.
Так же как и тревожность она может быть непродуктивна и достигать большого размаха, дестабилизируя человека. Выраженное переживание вины далеко не всегда говорит о ее реальности, объективности. Непродуктивность, нерациональность переживания вины фиксирует на поступках из прошлого, без их разрешения и изменения восприятия в настоящем. Она разрушает чувство собственного достоинства и отношения. Поэтому весьма актуальны методы переработки, разрешения и избавления от чувства вины.
Вина возникает из рефлексии собственных поступков как неправильных и требующих возмещения ущерба в отношении других людей. Но часто вина не связана с реальным ущербом или масштабы причиненного ущерба и вины несопоставимы. Тогда человек просто не может себя простить и живет с тяжестью в душе. Распространенными причинами переживания вины также служат следующие:
- переживание потери, горя – когда человек корит себя за то, что не смог, не успел сделать и даже сказать что-то важное в отношении близкого или значимого человека, которого уже нет, и это необратимо, непоправимо;
- жертвы насилия в разных формах также страдают от вины и стыда;
- хронически заниженная самооценка, как правило, оформляется чувством вины;
- депрессии нередко сопровождаются неадекватными переживаниями вины перед близкими.
Неадекватный размах чувства вины часто приводит к злоупотреблению ПАВ. суицидальной настроенности. Крайний вариант – вина при депрессии может приобретать сверхценный или бредовый масштаб с мыслями о том, что суицид может помочь и спасти близких.
Алгоритм избавления от неадекватно большого переживания вины включает в себя ряд шагов с пониманием причин и истоков вины, личностных особенностей, обстоятельств, ситуации. К некоторым из них относятся:
- оценка масштабов и истоков вины. Вина может быть реакцией на конкретную ситуацию, либо нажитым паттерном реагирования, идущим из детства, что существенно искажает восприятие себя и отношений с другими людьми. И это надо разграничивать. Причинами вины как привычного паттерна реагирования могут быть нарушения воспитания в детстве, если к ребенку предъявляли чрезмерные требования, либо переживания покинутости с «цеплянием» за других, чтобы не быть оставленным опять;
-убедиться, что вина не является проявлением другого расстройства. Подавленное настроение, нарушения сна, трудности с концентрацией внимания, масштабность и неадекватность вины в отношении близких говорят о депрессии. Вина также входит в комплекс переживаний, связанных с потерей близких.
- Психотравма;
- Высокий уровень тревоги;
- Хроническая стрессовая ситуация;
- Конфликт желаний и возможностей;
- Проблемные отношения также связаны с интенсивным переживанием вины.
Понятно, что здесь необходимо работать с первопричинами и разрешать их. Дифференцировать эти причины поможет специалист:
-сформулировать серию вопросов относительно реалистичности чувства вины:
- нанесен ли реальный ущерб по вашей вине;
- как эта ситуация выглядит со стороны; не слишком ли критичен к себе; помогает ли это разрешить текущие проблемы и т.д.?
- Не беру ли на себя избыток вины?
- Разделяю ли понятия вины и ответственности в своей жизни, что помогает реализовать возможности?
- При реальном ущербе зрелым шагом действительно будет признание его, сожаление, изменение поведения;
-признать собственную «неидеальность», актуализировать способность поделиться болезненными переживаниями с тем, кто способен выслушать, поддержать. Умение разграничить внутреннего критика и критикуемую, «виноватую» часть себя с занятием позиции наблюдателя за диалогом без вовлечения и слияния с ними.