«Идеальный» ребенок и несчастный взрослый (избегающая привязанность).
Иногда родители комментируют поведение своего малыша или клиенты вспоминают себя в детстве следующим образом: «не плачет, истерики не закатывает, самостоятельный, такой умный, все понимает, можно договориться и объяснить». Мама с таким умным и самостоятельным, «нормализованным» ребенком не испытывает особых хлопот, не подозревая, к сожалению, о цене за такую самостоятельность малыша.
Но нередко именно эти дети имеют серьезные хронические проблемы со здоровьем.… И проблемы психосоматического плана, а также в отношениях и привязанностях уже став взрослыми. Причиной является то, что у ребенка сложилась эмоциональная связь с родителем по избегающему типу. Он лишь кажется автономным, независимым, «маленьким взрослым»… Когда мама уходит, такой ребенок показывает, что это его не беспокоит, он невозмутим и иногда даже кажется равнодушным. Когда мама возвращается, ребенок не приветствует ее, не бежит к ней и не старается забраться на руки,- он не демонстрирует радости, так же как и то, что не огорчен. Его взгляд направлен либо в другую сторону, либо обращен к тому занятию, за которым его оставили. Это именно то, чего ждут родители от ребенка, не желая хлопот - чтобы он сам научился справляться со стрессом без слез и криков.
Как формируется именно такой нездоровый тип привязанности?
В течение первого года жизни ребенок сталкивается с тем, что на призывы и крики никто не приходит, более того - они могут вызывать гнев и раздражение.И если его стремление прижаться и забраться на руки подавляется, то он обучается скрывать свою потребность в помощи и поддержке.Принимаются и фиксируются радикальные решения в сценарии будущей жизни. В репертуаре родителя, лишающего своего ребенка полноценной поддержки, присутствуют следующие фразы:
- «ничего страшного»;
- «ничего не случилось»;
- «не плачь»;
- «сам виноват»;
- «не делай вид, что тебе больно»;
- «не слушаешься – теперь будешь знать»;
- «успокоишься потом придешь» и так далее...
Поэтому ребенок начинает скрывать чувства и показывать то поведение, которое ожидают и одобряют родители. Он становится «идеальным», удобным, спокойным. Но на самом деле эти дети лишены внутреннего покоя. Дети с эмоциональной связью по избегающему типу испытывают выраженный стресс в момент расставания с близкими людьми. Вследствие того, что выразить свои эмоции невозможно, стресс находит свое выражение в виде психосоматических реакций. Поэтому такие дети часто жалуются на боли, тошноту,аллергии, проблемы с кожей, у них возникают проблемы со сном, стойкая нервозность, ведущая к хроническими заболеваниям.
Тип эмоциональной связи формируется до первых 5 лет жизни маленького человека. После этого он может закрепиться, а в будущем воспроизводится в отношениях с другими людьми, друзьями, партнерами, собственными детьми. Очевидна чрезпоколенная передача способов реагирования и поведения. Родители, которые устанавливают с детьми эмоциональную связь по избегающему типу, как правило, тоже унаследовали определенный стиль поведения от своих родителей, а те, в свою очередь, переняли его у старшего поколения.
В результате в отношениях с партнером человек с избегающей привязанностью кажется дистанцированным, отстраненным. Он редко раскрывается и говорит о себе, своих переживаниях. Ему может быть тяжело распознавать чувства другого и разделять их. Эмоциональная связь по избегающему типу в детстве может стать предпосылкой для возникновения «контрзависимости» или «аддикции избегания». А также химических форм зависимого поведения. И тот, и другой вариант разрушают личную жизнь человека.
Для установления надежной здоровой привязанности между взрослым и ребенком необходимы:
- постоянный значимый взрослый в первый год жизни, оказывающий уход и заботу;
- чуткое поведение по отношению к ребенку, включающее внимательное отношение к призывам о помощи, стремление понять то, о чем хочет сообщить ребенок, действия для удовлетворения потребностей ребенка и в интересах ребенка;
- возможность реализовать потребность в познании и чувственном восприятии мира - наличие стимулов для развития, одобрение исследовательской деятельности ребенка, похвала;
- поддержание зрительного и телесного контакта, речевое общение и диалог, начиная со звуков и слогов в раннем детском возрасте;
- утешение в ситуации стресса. Боль, страх, разлука и ряд других негативных стимулов может стать стрессом для ребенка. Взрослые, к сожалению часто забывают о том, как тяжело они переносили это сами, считая чем-то малосущественным, лишая ребенка поддерживающего телесного контакта.
Для успешного изменения и трансформации человека с избегающей привязанностью первостепенной задачей является создание надежных отношений со специалистом. И для их установления необходимо выполнение тех же самых рекомендаций, как и для родителей.
Общими принципами подхода является чуткое отношение к клиенту, одобрение, эмпатия, сочувствие. Кроме этого, в работе необходимо диагностировать и учитывать особенности клиентов с устоявшимися различными типами привязанности. Для клиентов, у которых в детском возрасте установилась избегающая привязанность в терапии характерно:
- отрицание влияния детско-родительских отношений на свое развитие и личность в целом;
- трудность в воспроизведении воспоминаний о раннем детстве и семье;
- частая идеализация и обобщение детского опыта с формальными оценками: «обычная нормальная семья», «отношения были хорошие как у всех».
С такими клиентами важно чувствовать и принимать их темп установления близости, учитывать склонность к дистанцированию и контролю. Иначе есть риск их ухода из терапии.