Творческий потенциал и психоактивные вещества
Взаимосвязь между наркотиками и искусством внешне очевидна: художники употребляют наркотики, а затем преобразовывают эффекты, полученных от них, в виде странных, оригинальных картин, скульптур, музыки и т.д.
Идея расширить свои творческие возможности очень заманчива. И люди часто готовы платить за это высокую цену. Естественно, «первопроходцами»-психонавтами здесь выступают художники, поэты, писатели. С большой саморекламой они периодически заявляют, что создалишедевр, хорошенько «встряхнув» свой мозг. Что стоит за этим и как это расценивать? Можно выдвинуть следующие гипотезы:
-Алкоголь и наркотики действительно каким-то образом влияют на сознания, выявляя скрытые творческие возможности?
- Прием психоактивных веществ является самовнушением в отношении эксклюзивности потенцирования собственного креатива?
- Появляются ложные иллюзорные представления о собственных грандиозных возможностях?
В научных кругах по этому поводуидут дискуссии еще со времен движения контркультуры битников и хиппи в 60-х гг прошлого века. В ходе исследований данного вопроса сформировались противоположные мнения – о том, что вещества действительно раскрывают потенциал психики, и о том, что это всего лишь аутосуггестия. Обе стороны в спорах оперируют интересными доводами и данными экспериментов, которые нередко проводятся на себе. Доказанным фактом, связанным с употреблением наркотических веществ, является раскрепощение психики. Но цена подобных экспериментов часто бывает высока – вплоть до потери здоровья иполоманной жизни Романтизация наркотиков и алкоголя связана с именами Хантера С. Томаса, Уильяма Берроуза, Керуака, Хэмингуэя и многих других известных творцов. Но мало кто вникал в трагедии, призошедшие в их жизни, тесно связанных с употреблением «стимуляторов творчества»-затяжные депрессии, суициды, смерть близких…
Очевидно появление собственнойиллюзии гениальности в состоянии опьянения, что связано со спецификой действия психоактивных веществ. Они инфантилизируют и регрессируют человека, возвращая переживание детского всемогущества, актуализируют масштабно злокачественные нарциссические защиты. Нарастает изоляция от настоящей жизни и эгоцентризм, эмоциональная жизнь становится поверхностной.
В настоящее время исследования говорят о том, что путешествия, знакомство с новой культурой, медитация и обучающие программы более эффективны для креатива чем амфетамины или псилоцибин. И немалое количество деятелей искусства не являются клинически зависимыми лицами, что не мешает им творить.