Человек в гуманистической психологии
Согласно гуманистическому подходу в психологии личность возникает из уникального способа каждого человека представлять окружающий мир, интерпретировать и придавать ему смысл. Это подчеркивает активность личности. Утверждается, что не инстинкты и их подкрепления, а уникальное восприятие реальности в данный момент очерчивает мотивации и контролирует поведение. В центре внимания гуманистической психологии находятся те возможности человека, которые тесно связаны с его социальной функцией: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы и принимать решения и отвечать за эти решения. Предусматривается, что у человека есть потребность реализовать ценности высшего порядка: стремление к творчеству, добру, любви, радости и т. д. Поскольку мир человека уникален, то понять его можно только в случае, если посмотреть на мир глазами этого человека, принципиально ничего ему не навязывая. Это относится и к коммуникации между психотерапевтом и пациентом.
Гуманистическая психология сложилась как интеграция представлений Курта Гольдштейна и гештальт-психологии Ф. Перлза. Ее истоки прослеживаются в буддизме, даосизме, экзистенциальной западной философии.
Известно, что уже Фрейд создал эскиз теоретической схемы процессов, которые происходят в нервной системе, если ее энергия не находит физиологического выхода, и «разряжается» на путях, ведущих к функциональному нарушению работы органов зрения, слуха, двигательной сферы и к другим т.н. конверсионным расстройствам. Ценность работы Фрейда заключается в преодолении ошибочных и поверхностно-оптимистических аспектов рационализма и в том, что он, в конце концов, пришел к выводу о недостаточности рационализации бессознательных комплексов, о необходимости эмоциональной окраски акта познания. Только при этом условии знание ведет к трансформации!
Так как восприятие человека носит активный характер, то он способен организовать стимулы окружения в осмысленные паттерны (образы). Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз пошел дальше академических гештальт-психологов: он распространил установленные им принципы организации «гештальтов» на восприятие чувств, эмоций, кинестетики, на сферу организации поведения и указал на то, что жизнь человека есть не что иное, как бесконечная череда незавершенных случаев (неполных «гештальтов», фигур), которые сменяют одна другую и как только две разные фигуры имеют намерение овладеть управлением организма, то сразу возникает столкновение, которое приводит к расколу и фрагментации.
Гуманистический подход исполняет таким образом методологическую роль, направленную на более полное принятие человеком самого себя и гармонизацию его отношений с окружением. Его можно рассматривать как стиль жизни, который опирается на развитие искренности, чистосердечности, открытости и самоактуализации. Это приводит к тому, что человек учится прислушиваться к организму, формировать доверие по отношению к нему, у личности исчезает потребность в манипулировании собой, в передаче управления социальному окружению. В совокупности это сохраняет тонкую структуру саморегуляции организма.
Психологический рост личности естественно продолжается до тех пор, пока она сохраняет сознательность к своим чувствам, ее восприятие и поведение интегрируются при осознании различных аспектов своего «Я». В связи с этим Ф. Перлз выделил несколько механизмов, которые приводят к расколу и фрагментации:
-ретрофлексию («поворот на себя»), когда какие-нибудь потребности не могут быть удовлетворены из-за блокирования их социальным окружением, и тогда энергия, предназначенная для функционирования в окружающем мире, направляется внутрь, что приводит чаще всего к агрессивным чувствам или к психосоматическим заболеваниям;
--интроекцию, при которой человек воспринимает чуждые ему оценки, взгляды, утверждения, ощущения, модели поведения, которые навязываются ему обществом. Эти интроекты, которые не были продиктованы потребностями личности. не могут быть ассимилированы его «Я», проще говоря человек не может их «переварить»;
-проекция, при которой качества личности отвергаются, отчуждаются, потому что не отвечают его «Я-концепции», а возникшая пустота заполняется интроектами.
При работе с психотерапевтом подобные механизмы выявляются, прорабатываются, возвращая пациенту энергию целостности и здоровья.