О выборе для специалиста в области охраны психического здоровья

13 марта 2019 г. — 4 мин. чтения
Изображение для О выборе для специалиста в области охраны психического здоровья

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов… Ибо они пророчествуют вам ложь…» (Иер. 27, 9-10).

Серьезным «вызовом» для «проработанности» психотерапевта и психолога и «соблазном» служит большое количество пациентов с так называемыми невербальными(молчащими) конфликтами. К ним относятся тяжелые пограничные пациенты с нерешенностью вопросов потребностей, привязанности, когнитивными искажениями.

«Незакрытость» вопросов в развитии психики сама по себе ведёт пациента к эмоциональной зависимости, к представлению об иллюзорной лёгкости решения проблем собственной жизни с опорой на внешние авторитеты. И здесь практически роботизированный компульсивно-неразборчивый поиск может найти отклик в виде магической всесильной и могущественной фигуры. Она подскажет каким образом без внутреннего проживания можно обойти конструктивные способы решения внутренних и внешних конфликтов. «Волшебных» способов для этого уже существует немалое количество, кроме того можно «изобрести» новые. Это зависит сугубо от творческой фантазии «автора». И самому специалисту не надо при этом напрягаться, проходить долгий путь личной трансформации и обучения, думать, анализировать, вникать в душевные коллизии человека, чувствуя и понимая его. Можно предложить универсальные рецепты «на потоке» «жаждущих». Это гарантированно создаст и финансовую стабильность.

Но при этом присутствуют опасные ловушки. Специалист включается в т.н. «чертов круг» компульсивных переживаний пациента, становится той или иной бессознательной игровой фигурой его внутреннего мира, повторяющей нарушенные объектные отношения.Психические расстройства и личностные проблемы пациентов могут быть «заразны» при неэкологичном отношении к ним., Он приходит к инфляции собственного Эго, попадая в неразрешимую дилемму внутреннего болезненного самовосприятия - «Кто я такой в терапевтических отношениях - Бог или шарлатан и аферист?». Это, в свою очередь, приводит к психосоматическим расстройствам и зависимостям самого «целителя».


Искусство терапевта и состоит в том, чтобы подобрать определенный темп понимания и перевода информации из бессознательного пациента в сознание, сочетая поддержку и фрустрацию. Как подчеркивал Д. Винникот, терапия заключается не в продукции высокоинтелектуальных и изощренных интерпретаций, а в том, чтобы слушая пациента, возвращать ему информацию в переработанном виде, способствуя его росту. Ребенок не может вырасти за один час или день - терапия требует времени для формирования отношений терапевт-клиент, что и ведет к постепенному созреванию, разрешению конфликтов и их интеграции в новом качестве в психику. И это является важным навыком терапевта - умение сформировать доверие для того, чтобы пациент захотел и был мотивирован пройти этот путь.

Понятно, что пограничный пациент автоматически привлекает конгруэнтный ему тип терапевта и терапии. Но, постепенно, ситуация на рынке услуг будет меняться. Более пофессиональное отношение будет вытеснять «магические» практики. Безусловно, этот процесс коррелирует с созреванием общества, его социокультурным уровнем. Вероятно и сохранение ряда «ниш» терапии. Сама глубинная терапия, как бы пафосно это ни звучало, религиозна по своей сути. Но вряд ли допустима примитивность, апеллирующая к орально-симбиотической характерологии нарушенного человека (его стремлению к слиянию с фрустрацией ранних потребностей в защите,поддержке,питании в широком смысле). Она просто спровоцирует ситуацию регресса, когда пациента «вернут» в ту же точку развития, с которой он к терапевту и пришел.

Похожие посты

Изображение для Этические аспекты в сфере зависимостей
25 июня 2018 г. — 4 мин. чтения
Изображение для Техники психоаналитической терапии
27 апреля 2020 г. — 4 мин. чтения

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами