Жертва нарцисса. Этапы реабилитации души
Взаимоотношения нарцисса и его жертвы можно описывать и интерпретировать в терминах психологической «игры». «Игру» здесь можно понимать как вполне обычную, повседневную жизнь и деятельность человека в рамках его сценария, который при этом не находится в фокусе сознания, имеет черты стереотипности, автоматической повторяемости. В этом структурированном сценарии можно выделить последовательность этапов. Очевидно, что нарцисс не считает свой сценарий каким-то аморальным. Его позиция в отношении жертвы прагматична – «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать!». Поэтому важным методом реабилитации для жертвы служит «дезавтоматизация» игрового сценария, его детальное понимание, четкие ответы на серию вопросов:
- Какими способами нарцисс смог завлечь в свою «игру»?
-Почему жертвой нарцисса стал именно я?
- В чем суть западни, организованной нарциссом для меня и как из нее вырваться?
-Как разрушается психофизическое здоровье в ходе «игры» с нарциссом?
Жертве предлагается яркая оболочка за которой скрывается пустота, наполненная скукой, и много стыда. Постепенно в дистанции к жертве приходит понимание, что агрессивный объект лишен креативности, примитивен, и просто хорошо использует ресурсы других.
Жестокость обращения нарцисс прикрывает «правильностью», «справедливостью». «Крючком» служит формальная забота или просто ее обещание, поскольку жертва обычно не получила достаточно тепла, заботы, любви от близких и чувствует себя в жизни неуверенно, испытывая эмоциональный голод. Появляется стойкая дефицитарная установка - «У Значимого Другого есть то, чего нет у меня!».
Жертва способна осознать, что в основе токсичных отношений лежит травматическая привязанность. перерастающая в зависимость, эмоциональную и биохимическую, поддерживаемую процессами сближения и отдаления, а также памятью о позитивных чувственных и телесных воспоминаниях, создаваемых «хищником». В результате жертва лишается сил, энергии, особенно при длительных отношениях такого типа. В ловушке эмоциональной зависимости самооценка падает, страдает способность опираться на себя.
Если болезненные отношения удалось разорвать, то подавляемые чувства – злость, ненависть, отвращение, обида актуализируются. Они были у жертвы и раньше, но она регулярно подавляла их в себе, увеличивая толерантность к боли. Появление и проживание застывших, накопленных негативных чувств является важным лечебным процессом, в результате которого происходит возвращение чувствительности и возрождение души, ее реанимация.
Необходимо вернуть другому то, что принадлежит именно ему,- все токсичные «отходы» его больной психики, очистив собственную душу. Лишь тогда появляется возможность уйти и освободиться эмоционально, что важнее просто физического дистанцирования. Далее следует восстановление собственного «Я», собственной идентичности, поскольку «отравленный» человек становится слабым и нечувствительным к самому себе. Вначале происходит возвращение чувствительности к собственным границам с распознанием и принятием таких чувств как агрессия и отвращение. Они выступают как маркеры нарушения собственных границ. Человек обучается экологично обращаться с ними - учиться выражать их адекватно-ситуативно в социально приемлемой форме. Восстанавливается способность поиска и принятия своих желаний, доверия собственным мыслям и возможностям. Выздоравливающий человек вспоминает то, чего он искренне желает в противовес тому, что он якобы «должен», «обязан». Возвращается доверие к собственному мыслительному процессу, пусть даже мысли и установки человека противоречат мнению авторитетов. Самостоятельная деятельность с приложением волевых усилий к реализации собственных потребностей привносит новый опыт, взращивает силу «Я».
Следует учитывать и то, что нарцисс искусно разрушает и гендерное самовосприятие человека. Ему приходится в процессе излечения фактически возвращаться, уточнять, прорабатывать, заново открывать собственный гендерный образ в модальности чувств, переживаний, мыслей, желаний, действий.
Так происходит «возвращение к себе» из «логова хищника». Лишь впоследствии возможно принятие и прощение, поскольку приходит понимание бессмысленности обиды на психически деформированного «роботизированного» по сути субъекта. Существенную помощь в восстановлении душевного равновесия может оказать специалист, знающий тонкости реабилитации и восстановления душевного равновесия