Терапия и время
Ряд расстройств у человека, его травматический опыт связаны с обязательным сопутствующим разрушением его чувства безопасности. И здесь могут помочь техники глубинно-ориентированной терапии.
Теоретическую основу глубинно-ориентированной психотерапии составляют:
• представление о роли «бессознательного» в психике и поведении человека ;
• представление о роли влечений в регулировании поведения;
• представление о фазах развития, во время которых либидинозная энергия ( влечения) принимает различные формы;
• представление о том, что симптомы, возникающие вследствие конфликтов, связаны с определенными фазами развития и влияют на адаптацию человека к его окружению;
• концепция переноса, согласно которой пациент проецирует переживания и опыт прошлого на терапевта, что позволяет интерпретировать происходящее.
Наряду с этим глубинно-ориентированная терапия предусматривает:
- создание безопасных, принимающих отношений;
-предоставление пациенту времени, пространства, свободы для отреагирования и проживания того, что с ним произошло, того или иного травматического опыта.
- контейнирование и переработку тягостных переживаний;
Для иллюстрации инертности психических процессов при восстановлении благополучия можно вспомнить истории, связанные как с животными, так и с людьми. Так, хозяин красивой, пушистой, ласковой кошки провел над ней жестокий эксперимент, привязав к хвосту жестяную банку. Возможно, в силу своей нарушенности, ему было интересно посмотреть, что случится с животным. Не исключено, что он делал это потому, что нечто подобное когда-то сделали с ним самим. Кошку в плохом психологическом и физическом состоянии изъяла служба по надзору за домашними животными, и она попала в хорошие рукитой, которая приложила огромные усилия для ее выздоровления. Комплекс длительных мероприятий включал в себя создание безопасного пространства, предоставление еды и питья сначала без визуального присутствия человека, долгие ласковые разговоры с кошкой, приглашение поведенческого терапевта для животных, адаптация к другим пушистым обитателям квартиры и многое другое. Вначале кошка была совсем дикой-убегала и пряталась целыми днями, демонстрируя ужас.Лишь постепенно, медленными шагами со срывами и «откатыванием» назад в организованной для нее терапии она стала демонстрировать спокойствие и привязанность. Это заняло много месяцев.
Казалось бы, что у человека эти процессы должны проходить в разы быстрее в силу наличия развитого сознания и механизмов переработки. Но и они требуют немалого количества времени.
Можно вспомнить известный рассказ Джека Лондона из его цикла «Северных рассказов». О человеке, который получил физическую травму в диких замерзших лесах. Его бросил товарищ, лишив припасов. И он много дней передвигался с трудом в глуши, а затем, обессилев, пополз по ледяной пустыне вместе с больным волком, который пытался его сьесть. Его заметили и подобрали китобои, когда он передвигался по побережью со скоростью 20 метров в сутки.Человека отогрели и накормили. Однако затем заметили за ним странное поведение. Проследив за ним, выяснили, что он выпрашивает у моряков сухари, несмотря на то. что его хорошо кормили. Обыскав каюту, нашли спальный тюфяк, набитый сухарями- тот, кто перенес жестокий голод опять готовился к нему.
Таким образом, требуются время и ряд условий для практической реализации принципов глубинной терапии и возвращения душевного равновесия.