Возможности коррекции диффузной идентичности
При коррекции особое внимание уделяется тому, что делает «пограничный» клиент с диффузной идентичностью в сравнении с услвно-здоровыми образцами эмоционального реагирования и поведения.
Соответственно, ведущей целью коррекции является актуализация у клиента более здоровых типов реагирования.
Интеграция диффузной идентичности, достигается:
- с помощью стабильного, теплого, принимающего взаимодействия со специалистом;
- распространения позитивного опыта отношений с профессионалом на отношения со значимыми другими;
- формирования опыта модуляции и интеграции как позитивных так и негативных эмоций и более зрелых способов обращения с ними.
Связь идентичности и эмоций в настоящее время подтверждается теориями и многочисленными исследованиями раннего развития. «Базовые блоки» психики собственно и представляют собой «помещенный внутрь» опыт ранних отношений Я – Другой. В качестве значимого Другого выступают, прежде всего, родители, опекуны. Связь между ребенком и родителем осуществляется посредством эмоций, которые субъективно окрашивают каждый эпизод взаимодействия и определяют направленность этих значимых моментов в отношения в дальнейшей жизни. Из тысяч таких, интегрированных в память, эмоционально окрашенных взаимодействий формируются устойчивые психические репрезентации Я и Другого, которые в результате и формируют идентичность. В этом плане успех или неудача в решении задач развития, привязанности, в плане эмпатии и резонанса со стороны заботящихся лиц, интеграции противоречивых переживаний и формирования навыков их регуляции являются определяющими факторами в формировании здоровой либо нарушенной личности.
Поэтому и коррекция «пограничника» направлена на две цели: идентичность и эмоции, Именно эти сферы являются наиболее значимыми в плане прогноза и стратегий изменений.
Диффузная идентичность, с расщеплением на «плохие» и «хорошие» аспекты восприятия себя и других характеризуется:
- примитивной организацией и «расщеплением» в сознании;
- идеализацией в сочетании с обесцениванием («все мужики пьяницы и бабники, а я «хорошая» -типично услышать на консультации от женщины после нескольких браков с алкоголиками, например);
-дезинтеграцией «Я» и «Другого» на фоне отсутствия личностной глубины и признаков индивидуальности;
- наличием внутренней конфликтующей противоречивости, вплоть до явной амбивалентности и «разрывов» в мышлении при восприятии себя и других.
Для интеграции диффузной идентичности О.Кернбергом в перенос-сфокусированном подходе были предложены следующие мероприятия, занимающие по времени недели и месяцы:
1.В начале отношений с клиентом терапевт определяет доминирующий тип объектного отношения, в которых чередуются, как правило. фигуры агрессивного, нападающего плана и поддерживающего характера. Наблюдается также инверсия ролей в ходе идентификации клиента с агрессором и нападение на терапевта с целью вызвать у него испуг и чувство беззащитности. Сначала терапевт воспринимается клиентом как безопасная и принимающая фигура, а клиент находится в беспомощно-зависимом состоянии, требующем идеализированного Другого.
2.Специалист указывает на эту инверсию и идентификацию то с одной, то с другой ролью. Это позволяет клиенту постепенно понять, что на бессознательном уровне он идентифицируется поочередно как со значимым преследующим, так и идеализированным объектом. Перед интерпретацией этих процессов терапевт наблюдает за ними, замечает как меняются эти роли в клиент-терапевтических отношениях и в переносе-контрпереносе.
3. Специалист актуализирует роли и совмещает как идеализирующие, так и преследующие объектные отношения.
Понимание клиента состоит в том, что он идеализацией защищал свою хорошую часть и, отрицая негативное содержание, боялся уничтожить весь позитив, поддерживая «расщепление». Освобождение для него состоит в том, что он может быть в контакте с обеими аспектами своей идентичности и способен это осознавать и выражать..
Такое движение с пониманием и осознанностью в результате приводит к интеграции идентичности клиента и стабильному, полному и глубокому восприятию себя и окружающих.
Формирование эмоциональной зрелости у «пограничников» имеет свои особенности.
Они бывают крайне эмоционально нестабильны, что проявляется:
- Эмоциональными «бурями» с расстройством понимания и осмысления реальности;.
- Эмоциональной неустойчивостью в отношениях и оценках – в короткие промежутки времени интенсивные чувства к терапевту или окружению могут меняться несколько раз. Хаос в отношениях, негативные реакции окружения усугубляют дезадаптацию «пограничника»;
-Регрессией и конверсией эмоций в тело с психосоматическими проявлениями;
- Доминированием разрушительных примитивных аффектов в форме зависти, ярости, ненависти;
- Неразвитостью здоровых форм самоуспокоения. Чаще всего для нормализации эмоционального состояния «пограничниками» используются:
- «магические спасители», которым делегируется эта функция, в т.ч. и психотерапевт;
- психоактивные вещества, включая алкоголь и медикаменты;
- самодеструктивные действия (ожоги, порезы);
- манипуляции с телом (вызывание рвоты, расчёсывание кожи, изнурительные физические нагрузки и пр.).
Основной целью работы в этом плане является поддержка устойчивости к захлестывающим эмоциям. Этим достигается понимание, облегчение и знакомство с собственной эмоциональной жизнью. В процессе успешной терапии, чтобы удерживать эмоции в переносимых пределах интенсивности и продолжительности развиваются различные зрелые стратегии, приемы, которые снижают интенсивность дистресса и позволяют вернуться к полной сознательной оценке и анализу собственных переживаний с отказом от реакций «короткого замыкания» с «падающей шторкой» Зрелое обращение с собственными переживаниями ведет к отказу от избегающих стратегий с делегированием ответственности внешним объектам: психоактивным веществам, пище или магическим ритуалам и спасителям (медикам, психотерапевтам, партнерам).
Критериями эмоциональной зрелости являются:
-Осознание и различение разнообразных и меняющихся эмоциональных состояний;
-Интеграция противоречивых переживаний;
-Развитие устойчивости к переживанию интенсивных эмоций, использование их в качестве важных сигналов, появление способности регулировать их интенсивность;
-Переход от телесных форм эмоционального реагирования к проговариваемым переживаниям с организацией опыта переживаний себя .
Таким образом, помощь и поддержка клиента в терапии приводит к
критичности и осознанию клиентом трудностей понимания и выражения чувств как проблемы, с которой важно работать. Терапевт внимательно следит за тем, как клиент переживает эмоции и как он обращается с ними.
Идет поиск телесных проявлений напряжения и потребностей и установление их связи с текущей динамикой в сессии «здесь и сейчас» или описываемыми ситуациями и сложностями вне терапии. Подбор названий, слов, объяснений, контекстов возникновения телесных проявлений позволяет достичь личностной лифференциации и структурированности