Возможности электроэнцефалографии в диагностике органических поражений ЦНС и зависимостей
Бесспорным признаком зависимостей служит нарушение аналитико-синтетической функции ЦНС. Оба полушария мозга, как известно, определяют когнитивное взаимодействие субъекта и мира, отражая связи между предметами и явлениями. Именно ассоциативные связи во внутриполушарном и межполушарном взаимодействии определяют характер перцептивных возможностей субъекта, преимущественный тип реагирования на стресс, черты внешнего проявления и отреагирования эмоционального напряжения, степень развития вероятностного мышления, что имеет свои особенности в симптоматике зависимостей. Функционирование ЦНС с полноценной активизацией ресурсов субъекта представляется более вероятным при интактном в отношении экзогенных факторов мозге.
Электроэнцефалография достаточно информативно при выявлении последствий различных экзогений. Так, анализ биоэлектрической активности головного мозга детей в возрасте 1-3 года в норме и при различных формах последствий перинатального поражения ЦНС показал, что в каждой из исследованных групп больных имелись особенности нейрофизиологической картины. В основном они определяются функционированием и взаимодействием разных отделов коры между собой и с регуляторными структурами различных уровней. Это, вероятно, и определяет особенности клинических проявлений данных состояний. Кроме того, как следствие нарушения деятельности ретикулярной формации ствола мозга, отмечается изменение активности и электрической стабильности коркового отдела ЦНС. Это проявляется повышением синхронизации работы коры доминирующего полушария.
Исследование биоэлектрической активности мозга детей с отдаленными последствиями перинатальной патологии ЦНС также показало, что типология «зрелости» ЭЭГ у детей группы риска младшего школьного возраста имеет определенную специфику, отражающую наличие фактора поражения ЦНС, преимущественно гипоксического генеза. Она проявляется наличием специфического временного ЭЭГ-паттерна в виде сосуществования частот «зрелого» основного α-ритма с медленными и острыми формами активности. В случае достаточных компенсаторных возможностей ЦНС и соразмерности их с объемом и темпами роста нагрузок формируется почва для успешной индивидуальной адаптации. Трудности обучаемости в ходе развития ребенка возникают при недостаточной компенсации вследствие тяжести поражения мозга, замедления возрастной спонтанной реабилитации, в том числе вследствие инертности мозговых механизмов «дозревания» структуры биоритмов, необходимых для успешной интегративной деятельности мозга.18+
Для оценки степени зрелости структуры биоритмов по мере взросления традиционно используются показатели сформированности α-ритма. Его становление рассматривается как функциональный механизм интеграции нервных центров в единую систему, обеспечивающую сложные формы поведения. С этих позиций интересным для клинициста представляется рассмотрение категории минимальной мозговой дисфункции (отсутствует в МКБ-10) как базы для заболеваний, проявляющихся в различных формах. Раскрытие сущности этих состояний ведется с использованием теории стресса Селье, процессов «патосинтеза» и избирательной сенсибилизации. Доказательным методом, выявляющим нарушения взаимодействия различных зон коры головного мозга, стал кросскорреляционный анализ компьютерной ЭЭГ. Был сделан вывод, что все пограничные психические расстройства детского и подросткового возраста можно охарактеризовать как своеобразную задержку созревания взаимоотношений анализаторных зон коры и других структур головного мозга.
Исключительно важным для определения этиопатогенетической основы аддикций является описание ЭЭГ-признаков дисфункции лобных долей коры головного мозга, отвечающих за программирование сложноповеденческих актов. Тот факт, что при аддикциях страдает поведенческая сфера, не вызывает сомнений. Специфическим биоэлектрическим маркером дисфункции лобных долей является «медленный сенсомоторный ритм». Оценка функционального состояния лобных долей с помощью электроэнцефалографии открывает новые возможности в понимании механизмов, обеспечивающих высшие корковые функции, как в норме, так и при различных патологических процессах, в том числе и при аддикции.
Вероятна связь психотравмы развития, дезонтогенеза психики с морфофункциональной незрелостью структур мозга с развитием симптомов зависимости. ЭЭГ-корреляты психоэмоциональных сдвигов обнаружены у детей и у матерей в ранний послеродовый период. Показано, что в норме у матерей в этот период спектральные и когерентные характеристики электроэнцефалограмм существенно отличаются от таковых у женщин, не имеющих детей. У матерей с тревожно-депрессивным фоном настроения спектральные и когерентные характеристики электроэнцефалограмм значительно отличаются от зарегистрированных в норме. Спектральный и когерентный анализ электроэнцефалограмм младенцев 1-го месяца постнатального онтогенеза выявил, что у младенцев с материнской депривацией пространственно-временная организация электроэнцефалограммы существенно отличается от таковой у «семейных» младенцев. Эти наблюдения косвенно подтверждают теорию орально-симбиотических конфликтов при аддикции.
Для понимания зависимостей важна диагностическая оценка этапов личностного становления и развития. Несомненно, что личностная незрелость, замедление или деформация личностного развития имеет психобиологическую основу. В исследовании Дмитриева Т. Б. и соавт. выделены 3 группы подростков:
- с синдромом психического инфантилизма,
- с органическим поражением головного мозга,
- группа подростковой нормы.
Установлено, что только в группе подростков с синдромом психофизического инфантилизма наблюдались сниженные значения спектральной мощности α2-диапазона. При выполнении когнитивных тестов для подростков с инфантилизмом была характерна сниженная амплитуда реакции на функциональные пробы и недостаточная дифференцированность изменений по зонам и полушариям коры мозга. Выявленные сдвиги свидетельствуют о задержке созревания мозга и отставании в формировании специализированных нервных сетей. Полученные результаты показывают, что характеристики спектра мощности α2-диапазона можно рассматривать как объективные критерии задержанного психического развития.
Дезадаптация детей и подростков в рамках школьной программы может стать провоцирующим фактором аддикции(зависимости). Одной из причин подобной дезадаптации становятся нарушения развития речевых навыков. Комплексное нейропсихологическое и ЭЭГ-обследование детей с нарушениями письма и чтения позволило обнаружить локальные отклонения электроэнцефалограммы в различных зонах коры как левого, так и правого полушарий. При этом характер нарушений речевой функции у обследованных детей существенно зависел от локализации отклонений фоновой электроэнцефалограммы. Нарушения моторных компонентов письменной речи преобладали при локализации отклонений электроэнцефалограммы в передних отделах левого полушария. Фонологические и морфологические нарушения речи наблюдались соответственно при наличии локальных отклонений электрической активности в височных областях обеих гемисфер и в заднеассоциативных зонах, в основном, правого полушария. Авторы этого исследования расценивают нарушения письма и речи как симптом общего неблагополучия ЦНС.
Обзор небольшого количества работ в области электрофизиологии головного мозга показывает возможности электроэнцефалографии в диагностике органического преморбида зависимостей. Одной из основных функций ЦНС человека в норме является способность к структурированию информации, ее отбору, выявлению причинно-следственных отношений между явлениями и выработке однозначного контекста поведения. Это возможно только при сохранении сложных межцентральных связей и полноценного корково-подкоркового взаимодействия. При аддикции эти механизмы дефектны. В результате затруднено формирование элементов однозначного контекста, страдает многозначная логика отношений с объектами и социальными феноменами. Для аддикции характерны «чувственное непонимание» причин интуитивного выбора, как следствие агнозии образа позиции, определяющего этот выбор. Симптоматическим выражением этого служит выраженное нарушение микросоциальной кооперации и импульсивное «выпадение» в позиции созависимости-противозависимости. И вероятной этиологической основой подобных феноменов может быть органический фон.