Симбиоз – необходимость и разрушительность

Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей» (К.-Г. Юнг)
Симбиоз- естественная ситуация в развитии ребенка. Его основными симбиотическими потребностями служат:
- питание;
- тепло;
-телесный контакт;
-контакт глаз;
-потребность в понимании; поддержке
Таким образом, первый опыт любви и взаимоотношений каждого человека симбиотичен.
Что нужно для здорового душевного развития и что можно расценить как травматический опыт?
Конструктивные аспекты симбиоза предусматривают равноправие сторон, .баланс принять-дать, преобладание любви и эмпатии, возможность выхода из симбиоза. Деструктивные аспекты включают доминантность, подчинение и эксплуатацию, преобладание страха и агрессии и запрет на выход из симбиоза. При недостатке любви и эмпатии симбиоз разрушителен. Т.о.симбиотические потребности ребенка в тепле, защищенности, поддержке, любви и принадлежности к семье должны быть удовлетворены. А стремление подрастающего ребенка к автономности должно быть поддержано.
Симбиотическая травма разрушает доверие, реалистичную самооценку. за чем следует изоляция и уход в себя, формируется страх зависимости. Недоверие приводит к переоценке собственных способностей.
Симбиотическая травма происходит тогда, когда ребенок беспомощен и неспособен на эмоциональный контакт с матерью, который дал бы ему опору. Любовь ребенка к матери существует априори всегда. Но любовь матери к ребенку может развиться, только если мать не травмирована. Травматические переживания являются основной причиной недостатка любви родителей по отношению к детям.
Экстренный механизм травмы состоит в основном в «замораживании» и диссоциации (расщеплении). Он служит выживанию. Шоковые и кумулятивные душевные травмы, такие как травма отношений, к примеру, мать физически присутствует, но эмоционально недостижима- разрушают привязанность. Травма разрушает способность родителей создавать отношения. Они не могут полностью эмоционально открыться ребенку как мать или как отец, потому что их, прежде всего, пугает контакт с травмированными частями себя.
«Расщепление» после травматического опыта формирует травмированную часть- т.н.выживающую и здоровую часть.
Так. признаком здоровых частей ребенка является жизненная энергия, воля к жизни здоровые потребности- радость двигаться. радость играть. радость учиться.
Признаки симбиотической травмы:
- отчаяние из-за невозможности достичь любви мамы или отца;
- чувство одиночества и оставленности;
- страх смерти;
- подавленный гнев и тоска, крайняя степень ухода в себя.
В результате и взрослый человек, не справившийся с травмой, ставит на себе крест.
Ребенок для преодоления травмы ведет борьбу за контакт с родителями. идеализируя мать или отца. идентифицируется с родительскими механизмами выживания. отождествляется с травмированными частями родителей.
Последствия симбиотической травмы для ребенка:
- неспособность отличать свои чувства от чужих;
- неспособность отстаивать свои внутренние и внешние границы;
-симбиотическое переплетение своей судьбы с судьбами родителей;
-отрицание и вытеснение собственных травм
- псевдоавтономность, жизнь с чужой идентичностью;
-разрушение близких отношений и психические заболевания- гиперактивность, депрессии, психозы.
Признаками симбиотической зависимости служат боязливое цепляние, а также гнев, ненависть, насилие в отношениях. Человеку,кажется, что он ничего не стоит, когда нет взаимопонимания в близких отношениях с желанием изменить другого человека и построением иллюзий в любви.
При работе со специалистом реализуются следующие цели:
- отказ от выживательных стратегий и иллюзий;
- признание травм;
- понимание своих диссоциаций;
- освобождение из плена симбиотических отношений;
- интеграция отщепленных частей