Симбиоз – необходимость и разрушительность

6 октября 2021 г. — 4 мин. чтения
Изображение для Симбиоз – необходимость и разрушительность

Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей» (К.-Г. Юнг)

Симбиоз- естественная ситуация в развитии ребенка. Его основными симбиотическими потребностями служат:

- питание;

- тепло;

-телесный контакт;

-контакт глаз;

-потребность в понимании; поддержке

Таким образом, первый опыт любви и взаимоотношений каждого человека симбиотичен.

Что нужно для здорового душевного развития и что можно расценить как травматический опыт?

Конструктивные аспекты симбиоза предусматривают равноправие сторон, .баланс принять-дать, преобладание любви и эмпатии, возможность выхода из симбиоза. Деструктивные аспекты включают доминантность, подчинение и эксплуатацию, преобладание страха и агрессии и запрет на выход из симбиоза. При недостатке любви и эмпатии симбиоз разрушителен. Т.о.симбиотические потребности ребенка в тепле, защищенности, поддержке, любви и принадлежности к семье должны быть удовлетворены. А стремление подрастающего ребенка к автономности должно быть поддержано.

Симбиотическая травма разрушает доверие, реалистичную самооценку. за чем следует изоляция и уход в себя, формируется страх зависимости. Недоверие приводит к переоценке собственных способностей.

Симбиотическая травма происходит тогда, когда ребенок беспомощен и неспособен на эмоциональный контакт с матерью, который дал бы ему опору. Любовь ребенка к матери существует априори всегда. Но любовь матери к ребенку может развиться, только если мать не травмирована. Травматические переживания являются основной причиной недостатка любви родителей по отношению к детям.

Экстренный механизм травмы состоит в основном в «замораживании» и диссоциации (расщеплении). Он служит выживанию. Шоковые и кумулятивные душевные травмы, такие как травма отношений, к примеру, мать физически присутствует, но эмоционально недостижима- разрушают привязанность. Травма разрушает способность родителей создавать отношения. Они не могут полностью эмоционально открыться ребенку как мать или как отец, потому что их, прежде всего, пугает контакт с травмированными частями себя.

«Расщепление» после травматического опыта формирует травмированную часть- т.н.выживающую и здоровую часть.

Так. признаком здоровых частей ребенка является жизненная энергия, воля к жизни здоровые потребности- радость двигаться. радость играть. радость учиться.

Признаки симбиотической травмы:

- отчаяние из-за невозможности достичь любви мамы или отца;

- чувство одиночества и оставленности;

- страх смерти;

- подавленный гнев и тоска, крайняя степень ухода в себя.

В результате и взрослый человек, не справившийся с травмой, ставит на себе крест.

Ребенок для преодоления травмы ведет борьбу за контакт с родителями. идеализируя мать или отца. идентифицируется с родительскими механизмами выживания. отождествляется с травмированными частями родителей.

Последствия симбиотической травмы для ребенка:

- неспособность отличать свои чувства от чужих;

- неспособность отстаивать свои внутренние и внешние границы;

-симбиотическое переплетение своей судьбы с судьбами родителей;

-отрицание и вытеснение собственных травм

- псевдоавтономность, жизнь с чужой идентичностью;

-разрушение близких отношений и психические заболевания- гиперактивность, депрессии, психозы.

Признаками симбиотической зависимости служат боязливое цепляние, а также гнев, ненависть, насилие в отношениях. Человеку,кажется, что он ничего не стоит, когда нет взаимопонимания в близких отношениях с желанием изменить другого человека и построением иллюзий в любви.

При работе со специалистом реализуются следующие цели:

- отказ от выживательных стратегий и иллюзий;

- признание травм;

- понимание своих диссоциаций;

- освобождение из плена симбиотических отношений;

- интеграция отщепленных частей


Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами