Опасность созависимости
Cозависимость - это приобретенное родственниками больного психологическое состояние, при котором они невольно способствуют развитию болезни и препятствуют выздоровлению.
Развитие созависимости у родственников идет одновременно с развитием зависимости больного. Устойчиво созависимость закрепляется в течение полутора-двух лет. Жизнь рядом с больным зависимостью формирует у родственников определенные привычки, избавиться от которых самостоятельно за короткий срок, практически, невозможно. Эти привычки тормозят процесс выздоровления.
Избавление от созависимости так же важно, как и лечение самой зависимости. Но здесь часто возникает общеизвестная проблема: наличие своей созависимости родственники не признают. «Как это я способствую его алкоголизму, если я из кожи вон лезу, чтобы он не пил?» Созависимость нельзя измерить приборами, выявить с помощью анализов, увидеть под микроскопом... Это «невидимая» проблема, оказывающая, тем не менее, большое влияние на жизнь всей семьи.
Некоторые проявления созависимости
Обнаружить в себе признаки созависимости без помощи специалиста очень трудно. Рекомендуем не питать иллюзий, что вы справитесь с этим исключительно самостоятельно. Хотя бы несколько бесед с психологом существенно продвинут вас в решении этой проблемы. Ниже приводятся некоторые наиболее частые проявления созависимости.
1. Привычка жить с больным.
Как ни парадоксально это может прозвучать, но очень часто родственники забывают, как жить со здоровым человеком. Реальная ситуация:
Психолог задает родственнику вопрос:
- Как вам жилось с сыном (мужем)-алкоголиком?
- Какая жизнь? Когда нет его дома - только и думаеиь: где он, что с ним?.. А дома постоянные скандалы, денег нет - на пьянку уходят... Живешь только между его запоями...
- А как вы будете жить сейчас, когда он не будет пить? -... (долгая напряженная пауза).
Люди не представляют новую жизнь, не планируют ее, не настраиваются на новые отношения в семье. И таким образом пролечившийся от зависимости человек попадает после лечения в некомфортную атмосферу подозрительности, недоверия, иногда, безделия (не понятно, как использовать обилие освободившегося времени). Вслух все радуются, но в отношениях присутствует состояние растерянности и напряжения от того, что их муж (сын, отец) сейчас другой, непривычный. Срыв зависимого возвращает всех в их кошмарную, но понятную жизнь. Всё снова на своих местах, все играют привычные для них роли.
2.Утверждение собственной значимости
Реальный случай из практики. Звонит однажды доктору в Центр женщина:
- Два года назад вы пролечили моего мужа от алкогопизма. В семье сейчас большие проблемы.
- Что, муж опять запил?
- Нет, но лучше бы он запил.
- Что случилось?
-Дома почти не бывает: в будни он пропадает на работе, в выходные - грибы-ягоды или рыбалка. Я ему совсем не нужна. Сделайте что-нибудь!
Женщина знает, как взаимодействовать с пьющим мужем, но не научилась строить отношения с трезвым. Все, что она умела в совместной жизни - это «обслуживать» алкоголизм мужа. Но как только потребность в «няньке» для алкоголика отпала, женщина оказалась (либо ей так показалось) не нужна. И вместо того, чтобы разделить с мужем новую жизнь, хобби, увлечения, стала желать, чтобы он снова запил. В этом случае она опять стала бы для него значима и незаменима.
3. Потребность в «мальчике для битья»
Когда в семье зависимый (алкоголик, игроман), существенная часть денег уходит из семьи, много времени тратится на «обслуживание» болезни. Бытовая жизнь не складывается. Конечно же, во всем виноват муж-алкоголик. После лечения больного жизнь семьи не становится сразу богаче и комфортнее, поскольку причины неудач всегда не однозначны. Иметь под рукой «объект», на который можно свалить вину за всё - психологически очень удобно. И пролечившийся алкоголик по инерции продолжает обвиняться во всех бедах семьи. Таким образом, хоть пей, хоть не пей - все равно виноват. Так может продолжать пить, чтобы «оправдать» претензии родственников?
4. Потребность семьи в общей проблеме как средстве сохранения отношений
Ситуация: Сын начал играть в казино на автоматах. В течении полутора лет родители пытались бороться с этой проблемой. Наконец, сын пролечится и около года не играл. В этот период отношения между родителями сильно ухудшились, семья оказалась на грани развода. Окончательный семейный крах был предотвращен срывом ребенка, который опять начал играть. Семья снова консолидировалась для решения этой проблемы.
Дети всегда стремятся сохранить отношения между родителями. Подсознательно (а, может, и сознательно) ребенок почувствовал, что его болезнь помогает поддерживать отношения между родителями. Жена тоже боялась ухода мужа из семьи и честно призналась на консультации, что вспоминала период борьбы с болезнью сына как время наиболее крепких отношений с мужем. Подсознательно она желала повторения подобной ситуации.
Формы созависимости довольно разнообразны. Общее у всех созависимых только одно - болезнь близкого человека становится значимой константой их жизни, и изменить ее не так просто. Для этого надо, как минимум, увидеть и осознать свою созависимость. Наилучшим помощником в этом вопросе может стать психотерапевт, а лучшей формой осознавания – прохождение индивидуальной программы преодоления созависимости и психологические занятия в группе людей с аналогичной проблемой. Групповая психотерапия во всем мире считается одной из самых эффективных форм психологической коррекции жизненных установок и поведения человека. Такая возможность есть у родственников наших пациентов. У специалиста можно проконсультироваться и пройти курс индивидуальных и групповых и занятий