О неврозах. Часть 2.
Как "работают" невротические переживания и как они влияют на человека? Неразрешённые конфликты будут искать решения во всём и на любом материале, хоть чем-то даже внешне напоминающем и соотносимом с центральной темой конфликта. Тотальность невроза, многообразие его проявлений в конечном счете скрывают под всеми наслоениями не нашедший разрешения базовый вопрос выживания. Причинно-следственная путаница образует порочные круги мыслей, действий и чувствований.
Навязчивые мысли (обсессии) и насильственно-принудительное поведение (компульсии) — одна из реализаций таких порочных кругов, которые самовоспроизводятся и совершенно не зависят от воли человека.
Они переживаются как хронически повторяющиеся, однообразные, навязанные и неподвластные, неясно каким образом активизирующиеся в определённых ситуациях. Их содержание — необычное, неуместное,и, как правило, иррациональное. В момент, когда навязчивое состояние захватывает человека, можно видеть разницу между его стремлением "думать" и "действовать", а с другой — со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, играть, мечтать и получать удовольствие. Таким образом, невроз навязчивых состояний оказывается для человека средством отделить себя от актуальной действительности, даёт возможность изоляции - можно не чувствовать и не воспринимать всё то, что неведомым и очень запутанным образом возрождает глубинные, неразрешённые, всегда существовавшие сомнения.
Этот отрыв от действительности — по сути своей, детский способ справиться с невыносимой неопределённостью и тревожностью — реализуется не только в форме ритуалов или заклинаний, но также в двух других видах неврозов: фобическом и истерическом.
Фобический невроз — это способ овладения гнетущей неопределённостью путём смещения и фиксации тревоги к какому-то конкретному объекту, которая трансформируется в иррациональный страх. Избегание специфических ситуаций и объектов, которые объективно не являются опасными, становится центральным симптомом, замещающим неспецифическую и неопределённую, "свободно плавающую" тревогу. Объекты фобии бессознательно и символически отражают неразрешённый детский конфликт, подменяя собой активно вытесняемую тревогу, и, тем самым, создавая иллюзию её контроля. При конверсионном (истерическом) неврозе бессознательный конфликт трансформируется и переходит в сферу телесных симптомов.
На этом новом,как кажется, более контролируемом, определённом и безопасном уровне человек пытается прорабатывать и разрешать конфликты прошлого. Невроз парадоксален по своей сути: с одной стороны, он позволяет уйти от тревожащей реальности, но, с другой стороны, он переносит беспокойство в формально безопасную область, позволяя не прерывать фиксированные с детства безуспешные попытки разрешить неразрешённый и неразрешимый именно таким способом конфликт.