Эмоциональная зависимоcть в партнерских отношениях
Многие люди демонстрируют феномены зависимого поведения – переедание, алкоголизацию, игроманию, увлечение компьютерными играми, сексоголизм и пр. И первичным процессом для них служит эмоциональная зависимость, развитие которой стимулируется рядом факторов. Можно предположить, что есть и генетические предпосылки, закладывающие импульсивность, снижение пластичности психики, сверхценные фиксации на объекте зависимости. Но не менее важными представляются средовые и семейные факторы формирования аддикции. Прежде всего – это закрытость семьи в отношении проявления, обсуждения и переработки чувственных переживаний, отсутствие эмоционально доверительных отношений. Родители не могут или не хотят контейнировать страхи, тревогу, напряжение ребенка при столкновении его с проблемами внешнего мира, будь то конфликт со сверстниками или удовлетворение иных потребностей.
В результате ребенок начинает испытывать гамму негативных чувств, включающих:
-самообвинение и снижение самооценки;
- переживание собственной слабости;
-страх лишиться любви и заботы родителей;
- злость и обиду на них;
- стыд за свою слабость с формированием убеждения, что мир небезопасен, холоден и в нем невозможно найти поддержки, помощь и защиту.
Внутреннее напряжение отвергаемого ребенка ищет выход и его «канализация» может быть разнообразной:
-уход в болезни;,
-демонстративный парасуицид как способ обратить на себя внимание и призыв о помощи;
разрядка агрессии на окружающих;
- употребление алкоголя и наркотиков;
-заедание;
-шизоидный уход во внутренний мир и т.д.
И впоследствие взрослый человек не может так легко избавится от детского типа реагирования. Слишком мощное запечатление информации получил он в детстве и зависит от навязанных ему правил.
Травмированный ребенок, вырастая, начинает аналогичным способом, принятым в его родительской семье, обращаться с чувствами своих партнеров. Его реакции могут быть следующие:
– он обвиняет партнера в посягательстве на его границы при попытках приближения и попытках обсудить переживания и чувства. Это может быть рационализировано в виде представления о том, что о «хотят поставить в положение зависимости»;
- упрекает партнера в недоступности, требуя немедленного эгоистичного удовлетворения своих потребностей. Он хочет видеть в партнёре идеального родителя, но сам не готов отдавать в равной степени. Партнёру он кажется эгоистичным, отстраненным. Партнер приходит к выводу, что близкий не может удовлетворить его потребности, и начинает от него дистанцироваться, пытаясь компенсировать свои дефициты с другими партнерами, уходом в мир фантазий, в работу. Также легко он вытесняется в зависимые виды деятельности.
- слияние с партнером с попытками его контроля, навязывания своих правил, или таким же некритичным восприятием его системы ценностей.
В конечном счете фиксация на объекте привязанности замещает потребность в эмоциональной близости, захватывая внимание, определяя образ жизни, подчиняя себе мышление и внутренний мир человека, компенсируя дискомфорт. Другие аспекты отношений и сферы жизни начинают игнорироваться. Существуют и предпосылки к тому, что человек начинает компенсировать «дозой» чего-либо душевный дискомфорт. Часто сходятся два травматика, у одного из которых в сознании присутствует большая психологическая нужда, а в подсознании страх близости (интимофобия). А его партнер имеет избегающую позицию, поскольку его интимофобия вполне сознательна, а нужда в партнере бессознательна. Нарастает взаимное убеждение, что доверительные отношения не только не способны поддержать, но и опасны, что способствует прогрессированию аддикций. Восприятие партнера, который должен соответствовать иррациональным ожиданиям, его контроль, эгоистические амбиции вместе со страхами покинутости, оставленности разрушают отношения.
Трансформирующими мишенями для зависимой личности в партнерских отношениях будут следующие:
- повышение самооценки;
- коррекция дезадаптивных убеждений относительно себя и других;
-умение определять свои потребности и конструктивно их выражать,
- поиск жизненного смысла, овладение практикой "здесь и теперь";
- развитие способности к эмпатии, нивелирование зависимого стимула и поведения;
-изменение жизненных убеждений и моделей поведения, вынесенных из родительской семьи.
Задачей совместной работы со специалистом является формирование зрелой идентичности, способной разрешить свои внутренние противоречия с опорой на себя.