Духовность и неврозы
В настоящее время все большее количество людей понимает, что истинная духовность как важная и благотворная составляющая жизни основывается на личных переживаниях. Духовность является своеобразной силой, которая питает, укрепляет и придает смысл существованию человека. Отказ от нее ведет к безрадостности и неудовлетворенности жизнью, к появлению серьезных психоэмоциональных проблем.
Люди всегда задавались вопросами, что такое дух, какова его природа, почему происходит движение духа. В обыденном понимании слово «духовный» означает то, что не относится к понятию материального или к экономической, политической сферам. Под этим термином определяют также нечто возвышенное, величественное и даже относящееся к другому миру, сверхъестественное.. Однако древнейшие значения слова «духовный» подразумевали дыхание или воздух в движении, т.е. ветер. В языках народов Европы это слово ведет начало от латинского «spiritus» - дыхание. Т.е. в понятие «дух» вкладывается смысл чего-то невидимого как воздух, но динамичного и сильного как ветер.
Исторически прослеживаются существенные отличия в восприятии духовного измерения наших предков и современного человека. В прошлом люди начинали не с того, что «верили» в Бога или «не верили» в него, рационально дискутируя на эту тему. Они ощущали его присутствие и переживали это, обсуждая лишь вопросы о том, какое место занимает конкретный Бог в духовной иерархии, каковы взаимоотношения его с людьми и заслуживает ли он доверия. Возможно, такое восприятие коррелирует с ответом К.-Г. Юнга на вопрос о вере в Бога – «Я не верю, - я знаю!».
Если провести оценку эволюции человека с точки зрения внешнего мира, то прогресс очевиден. Но современный человек как бы отделен от существования внутренней реальности, к которой можно отнести фантазии, трансы, гипнотические и медитативные состояния.
Существование внутренних измерений подтверждает тот факт, что многие авторитеты в области психологии и философии сознания (С. Гроф, Дж. Перри, Р. Ассаджиоли, Р. Д. Лэинг др.) отмечают возрастание количества различных форм экзистенциальных кризисов во всем мире. Иногда они индуцируются травматическим опытом, относящимся к биографическому или перинатальному периоду жизни человека, иногда возникают спонтанно. Такой кризис может начаться с чувства неудовлетворенности, неполноты. В глубине души человека начинается «брожение», «размывающее» фундамент обычного существования, возникает тревога и смятение. Но когда впоследствии устанавливается связь между сознанием и сверхсознанием, то человек получает удивительное облегчение, разрешаются многие его конфликты, он избавляется от психических и физических симптомов заболеваний. Индивид приходит к здоровью, разрушая свое фальшивое «Я», которое лицемерно приспосабливалось к неадекватной, отчужденной социальной реальности. Происходит появление посредников-архетипов между субъектом и Абсолютом, восстановление Эго, функционирующего на принципиально новом уровне и полная самореализация личности.
Такое духовное путешествие, безусловно, сопряжено с рядом трудностей и опасностей. Чаще всего это связано с тем, что субъект приписывает индивидуальному «Я» качества и силу трансперсонального «Я», смешивает эмпирический и трансцендентный уровень реальности и впадает в самообман. Это приводит к тому, что личность не способна ни ассимилировать новый опыт, ни справится с мощным потоком энергии, идущей из подсознания. В крайних случаях человек запутывается, - смешивает внутреннеее с внешним, естественное со сверхестественным. И в результате субъект может погрузиться в вакуум небытия, строителем которого он сам и является, где присутствуют лишь какие-то фрагменты его воспоминаний и прежних впечатлений. Эта пустота заполняется иллюзиями, призраками, «голосами» и видениями. Иными словами, у человека развивается психоз. Онтологические основания его бытия потрясены, сущность явлений сместилась и личность стала дезинтегрированной.
Другой опасностью является то, что любое проявление иррациональных сторон психики индивида в современном рациональном обществе встречается с подозрением и квалифицируется как психопатология. И человек, вступивший на путь духовных исканий, часто встречает непонимание со стороны окружающих, и даже со стороны эмоционально значимых для него людей. В ряде случаев его пытаются вернуть в так называемое «нормальное» состояние путем применения психотропных препаратов, прерывая терапевтический по своей сути процесс. Конфликт такого типа между индивидом и обществом был образно описан Юнгом: «Быть нормальным – великолепный идеал неудачника, всех, кто еще не сумел адаптироваться. Но для людей, обладающих гораздо более высокими способностями, чем средние, не составляет труда добиться успеха и выполнить свою долю в общемировой работе, и для них ограничения нормальности означают Прокрустово ложе, невыносимую скуку, чудовищную стерильность и безнадежность. И вследствие этого многие люди становятся невротиками только потому, что они нормальные, и есть много других людей, ставших невротиками только потому, что они не могут быть нормальными».
Преодоление таких конфликтов, подъем на новый уровень сознания является реальной возможностью оздоровления психики для тех, кто заботится о своем внутреннем мире, развитии, хочет и может раскрыть полностью свой потенциал.