6. Как помогает аналитический подход?

<- Вернуться к вопросам и ответам

В процессе взаимоотношений со специалистом клиент получает возможность увидеть, как он воспринимает окружающих и как на них реагирует, понять природу своих отношений с другими людьми и свои типичные болезненные способы решения возникающих проблем.

Это включает в себя эмоциональную разрядку (катарсис), но не сводится только к нему. В результате разрядки облегчение может оказаться временным и не приводить к разрешению глубинных тревог.

При коррекции клиент скорее сможет "прожить иначе" свой прошлый травматический опыт, иначе он будет влиять на любые новые способы поведения. Черты характера и стереотипы поведения, формировавшиеся всю жизнь, не изменить одними лишь указаниями на ошибочные моменты жизни, советами или директивами, как и что человеку следует делать и чувствовать. Формируются отношения, в рамках которых развиваются оба участника процесса. Это тихий диалог двоих, и отрезок жизни, который они проходят вместе, стараясь понимать и прочувствовать каждый шаг. Один человек приходит к другому, и оба открыты друг для друга и взаимно восприимчивы настолько, насколько это возможно на текущем этапе.

Это процесс, который одинаково затрагивает как развитие клиента, так и профессиональное становление самого специалиста. Для профессионала его фундамент складывается из его собственного опыта обучения, клинического опыта работы с пациентами и базовых приобретённых навыков, что позволяет избавится от привычных клише научных и клинических теорий при взгляде на проблему клиента. Специалист призван создать для клиента пространство, в котором он начинает «понимать» свои трудности. Во взаимоотношения с профессионалом для клиента появляется возможность увидеть, как он воспринимает окружающих, и как на них реагирует, понять природу своих отношений с другими людьми и свои типичные болезненные способы решения возникающих проблем. Это помогает осознать свой внутренний мир и взглянуть на собственные проблемы с определенной долей объективности. И это активный процесс, в котором клиент и специалист вместе рассматривают представления клиента, их проявления как в его жизни, так и в ходе встреч-сессий. Постепенно клиент все лучше понимает особенности собственной личности и внутреннего мира. Во взаимоотношениях большое, если не решающее значение имеет регулярность встреч с профессионалом, как человеком, искренне заинтересованным в том, чтобы понять пациента. В рамках такого сеттинга довольно быстро возникают ситуации, которые отражают особенности восприятия, а также характерные модели взаимоотношений клиента с окружающими. Профессионал, поддерживая клиента, не противоречит ему, воздерживается от советов и наблюдает за взаимоотношениями , комментируя происходящее.

Клиент приобретает для себя место, время и активного соучастника процесса познания себя. Он «уходит» от «навешивания» ярлыков, погружаясь в свой внутренний мир со всеми страхами и желаниями. Безопасность является важным условием для того, чтобы подступиться к источникам своих побуждений и тревог. В этой связи желательно придерживаться основных правил проведения сессий. Они, в частности, предполагают четкое соблюдение временных рамок, пропуск сеансов только по очень уважительным причинам, сохранение одного и того же места во время сеансов. Речь идет не об обычном соглашении терапевта и пациента, в соответствии с которым терапевт может позволить себе опоздать, отменить визит и т.д. Сессии должны быть организованы так, чтобы предоставить пациенту защищенное время для исследования, в течение которого он начинает постепенно понимать себя. Если сеансы происходят от случая к случаю, то невозможно создать безопасные условия, а следовательно, во время их проведения у клиента нет шансов выдержать внутреннюю боль. Постоянное окружение позволяет достичь большей объективности и наблюдать различные изменения (например, опоздания, пропуск сеансов, продление их времени), увязывая их с содержанием сеансов и поведением обоих участников терапевтического процесса. Кроме того, такие условия позволяют наблюдать именно за внутренним состоянием или изменениями, максимально нивелируя внешние влияния. Клиент старается понять и принять себя таким, какой он есть, и учится жить в ладу с самим собой, реально смотря на свою жизнь. Вместо того, чтобы пытаться объяснять клиенту, как ему организовать свою жизнь, профессионал стремится не давать рекомендаций. В то же время важно, чтобы интерпретации были не туманными и бесцельными, а способствовали пониманию поведения пациента, даже если клиент молчит! Он говорит на сессии всё, что приходит ему на ум, и роль специалиста заключается в том, чтобы поддержать его и помочьсвободно ассоциировать. Совместное детальное изучение всплывающих на поверхность мыслей и внимательное отношение к скрытому и символическому значению того, о чем говорит клиент, даёт возможность лучше понять его текущее состояние, историю его жизни и взаимоотношений. Почему затронута именно эта тема? Каковы здесь ожидания? Какова реакция на слова специалиста? Можно ли сказать, что отношения строятся по четкому образцу, или что пациент навязывает ему определенную роль? Если да, то что это за роль и как себя в этой связи чувствует профессионал?

Вся словесная информация столь же важна, как и динамика взаимодействия на сессии в целом и используется для углубления понимания. Важными являются, например, опоздания, пропуски сеансов и т.д. Что пытается сообщить клиент, действуя таким образом? Если процесс выглядит бесцельным или развивается в неопределенном направлении, то о чем, собственно, идет речь? Относительно быстро у специалиста складывается представление о страхах и фрустрациях, с которыми сталкивается пациент. Цель терапевта — выслушать, понять, дать обратную связь пациенту. При этом важно не "фиксировать" пациента, подавляя его волю и подчиняя его авторитету терапевта, а поддерживать у пациента оптимальный уровень осознания и понимания себя.

Для того чтобы по-настоящему понять другого человека, как интеллектуально, так и эмоционально, необходимо порой немалое время. Во многих взаимоотношениях, например в браке, для этого может понадобиться вся жизнь, а зачастую такого понимания вообще не удается достичь. Трудности в понимании другого человека лишь отражают нашу степень ограниченности во взаимоотношениях. Динамика взаимоотношений - то, посредством чего люди устанавливают друг с другом связи и достигают взаимопонимания, часто остаётся неосознаваемой.

Здесь могут помочь интерпретации, связывающие сознательные и бессознательные аспекты событий, действий или высказываний. Интерпретации способствуют расширению представлений пациента о самом себе и мире, и вовлекают его в работу. Сохранять расширенное представление о себе и о пациенте терапевту помогают теоретические знания, супервизии и опыт личной терапии. Теория необходима психотерапевту для того, чтобы сдерживать, «контейнировать» эмоции, вызываемые пациентом, адекватно и обдуманно реагировать на его сознательные и бессознательные желания. Чем лучше профессионал сможет осмыслить проблемы, переживаемые клиентом во всех их проявлениях, тем больше пользы сможет принести.

Так постепенно происходят глубинные изменения в человеке. Но, как правило, клиенты хотят чего-то более скорого и определённого, например лучшего самочувствия или устранения навязчивого стремления к саморазрушительному поведению. Клиент может стремиться к тому, чтобы окружающие его люди лучше относились к нему и давали ему то, чего он, по его собственному мнению, заслуживает. Это весьма распространенный тип отношения к миру. Понимая страх клиента и его раздражение, толерантно относясь к подобным чувствам в условиях и рамках сессий, специалист может помогать и поддерживать его. Но изменения не наступают в один день, поэтому основой взаимоотношений выступает доверие, помогающее пройти через этот нелегкий процесс.

В качестве иллюстрации представим себе клиента, который раздражен, поскольку постоянно чувствует, что окружающие не уважают его, хотя он заслуживает уважения или нуждается в нём. Многим из нас иногда приходилось чувствовать нечто подобное. Часто без всяких причин клиент может прийти к убеждению, что в ходе лечения его желания должны восприниматься как обоснованные. Однако как бы консультант ни пытался поддержать его и дать ему возможность почувствовать себя лучше, он вряд ли преуспеет в этом. Совершенно очевидно, что он не сможет удовлетворить (тем более за других людей) это стремление к уважению. Но взаимодействие может дать нечто большее! –выявить истинную потребность, стоящую за желаниями, и то, что клиенту нужно было что-то другое Итогом работы будет понимание клиентом, эмоционально и интеллектуально, как можно жить без этой постоянной опоры на окружение, достигая более реального, внутреннего уважения к себе

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами