Осознание с эмоциональным отреагированием своих страхов и избегающего поведения приводит к выраженному облегчению и к новой жизненную перспективе, позволяющей  избавиться от прежних болезненных симптомов и проблем.

Для того чтобы представить, как «работает» терапия, нужно обратиться к глубинам того, что руководит нашим поведением и направляет наши мысли, эмоции и чувства. «Краеугольным камнем» психоанализа является представление о бессознательном (подсознании). Постулируется, что именно процессы, происходящие в бессознательном, являются ключом к пониманию мотивов наших поступков и переживаний.

И, может быть, подобное утверждение кажется необычным, особенно тем, кто привык полагаться на исчерпывающее рациональное восприятие себя. Он может считать, что способен к абсолютному самопознанию и рефлексии, не подвергая сомнению истоки собственных отношений и ценностей, движущие силы жизненного пути. Но если бы мы знали о себе все, то наша жизнь протекала бы относительно гладко без страданий, боли, ошибок, в покое и радости, так как наши выборы были бы разумны и обоснованы трезвой логикой. Даже наши ошибки не травмировали бы нас глубоко, добавляя жизненный опыт и мудрость. Но в реальности, к сожалению, для нас, так бывает редко, такое положение дел выглядит как фантазия или мечта. Люди склонны «наступать на одни и те же грабли», вступая в болезненные отношения, снова и снова повторяя одни и те же ошибки и попадая в дискомфортные ситуации. Т.е., вероятно, внутри нас действуют мощные иррациональные драйвы, вторгающиеся в наши реалии, отношения, планы, которым человек полностью или частично бессознательно подчиняется.

Очевидно, что многие ирррациональные феномены в характере и поведении, болезненные симптомы, малообъяснимые с чисто медицинских позиций, являются результатом влияния подсознания, имея свою динамику формирования, берущую истоки в раннем детстве. Они являются по сути своей психологическими защитами, призванными оградить ребенка от тревоги, страхов и дискомфорта, возникающих при столкновении с нестабильным, непонятным, часто неудовлетворяющим и угрожающим внешним миром и его значимыми объектами. Знание о бессознательном помогает понять, почему одно лишь интеллектуальное понимание проблем малоэффективно! Это не означает, что психика человека не должна быть изучаема и познаваема с помощью рациональных приемов. Как раз перевод бессознательных процессов в сознание, их эмоциональное отреагирование и интеграция в психику в новом качестве приводит к облегчению.     

К примеру, пациенту, страдающему от высокого уровня тревоги, нерешительному и подавленному в отношении собственной креативности лишь в некоторой степени могут помочь техники с акцентом на позитивное мышление, изменение восприятия, активную жизненную позицию.. Для радикального изменения  человеку желательно в терапии осознать ведущую бессознательную причину его проблемы.  Его нерешительность и подавленность, как может проясниться, имеет исток в травматических отношений с родителями, применявшими в воспитании подавление инициативы и  активности ребенка.     

Основную пользу приносят не только осознание и воспоминание детских травм, страхов, неудач в развитии, но, главным образом, реконструкция, воспроизведение прошлого опыта и связанных с ним переживаний в отношениях с терапевтом.     

В безопасной, располагающей к исследованию внутреннего мира обстановке, человек может вновь лицом к лицу столкнуться с тем, от чего его призваны защитить ставшие уже слишком жесткими, фиксированными, болезненными психологические защиты – симптомы. Такая задача трудна, она требует определенного времени, желания, усилий пациента в сотрудничестве с терапевтом. И, одновременно, в этом суть терапии: осознание с эмоциональным отреагированием своих страхов и избегающего поведения приводит к выраженному облегчению и к новой жизненную перспективе, позволяющей  избавиться от прежних болезненных симптомов и проблем.