О смысле жизни и смерти

6 февраля 2019 г. — 4 мин. чтения
Изображение для О смысле жизни и смерти

Не смерть страшна, страшна бывает жизнь!
Случайная, навязанная жизнь!
В потемках мне подсунули пустую,
И без борьбы отдам я эту жизнь!
(Омар Хайям)

Восприятие собственной жизни и смерти современным человеком наполнено противоречиями. Прочитал недавно пост коллеги, в котором он иронично отзывается о предсмертных словах людей – мол, нельзя относится к этому серьезно человеку, который рассчитывает еще десяток-другой лет прожить. Полагаю, что тут есть над чем задуматься. С одной стороны, никто из нас не знает, когда и где для него «Аннушка разольет масло». Представление о том, что мы завтра будем живы всего лишь наша иллюзия и, одновременно, психологическая защита. Люди, с одной стороны, частично осознают то, что «хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах» и то, что «надо наслаждаться человеком сегодня, потому как завтра может быть поздно». С другой стороны, жить каждый день как последний разрушительно для психики – планирование и взгляд в будущее необходимы. Именно зрелое принятие и проживание жизни и конечности собственного бытия может уравновесить эти противоположные аспекты.


О чем предсмертные слова людей? Может быть, о горечи чего-то не прожитого в жизни. О не найденных и утраченных смыслах в собственном бытии при очевидной его конечности. Одна знакомая, страдающая онкологическим заболеванием, нашла именно смысловые акценты для передачи своего состояния – «Не страшно умирать, страшно не сделать то, что задумал!».


Человек, как известно, "существо, ищущее смысл". Он помогает ему выжить там, где это невозможно. Виктор Франкл отмечал, что в условиях мучительного существования в лагере первыми погибали как раз те, кто пресмыкался перед немцами, ползая по помойкам и подбирая объедки. Его опыт говорит о том, что если мы знаем, «для» чего жить, то мы можем выдержать любое «как».


Ведущая проблема современного человека, как трактуют ее специалисты в области охраны душевного здоровья, состоит именно в «ноосферных» неврозах – в бессмысленности, в утрате смысла, с затруднениями в его поиске в пространстве информационного поля с его огромным количеством выборов и целей. Это, в свою очередь, лишает человека поддержки, нивелирует, «размывает» его ценности, убеждения. .Бессмысленность собственного бытия может переживаться очень болезненно.


Философы и психологи (Ханс Вайингер, в частности) пришли к выводу о том, что жизнь человека вообще исходно лишена каких-либо смыслов, и цели его фиктивны. Но в этой «открытости» вопросов и выражается не только свобода выбора человека, но и яркость, острота его жизни, возможность развернуть свой креативный потенциал. Понимание того, что нет судьбы, кроме той, которой создаем для себя мы, приводит к психологической устойчивости и силе.


Человек также нуждается в смыслах не только земных, но и в духовных, этических идеалах и ориентирах высшего порядка.
Они противостоят его огромной экзистенциальной тревоге, требующей метафизической опоры во Вселенной, что эмоциональной метафорой выразил С. Кьеркегор –«Я хочу увидеть директора…»


И здесь помогает работа со специалистом с исследованием себя, своих желаний, устремлений, потребностей. Это поможет поставить достойные жизненные цели, планировать и реализовать их.

Похожие посты

Изображение для Человек в гуманистической психологии
20 июня 2019 г. — 5 мин. чтения
Изображение для Кризис
10 апреля 2019 г. — 5 мин. чтения

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами