О неврозах. Часть 1.

12 декабря 2017 г. — 3 мин. чтения
Изображение для О неврозах. Часть 1.

"Это все надумано", "все пройдет, ничего серьезного" — так говорят друзья, знакомые за бутылочкой вина и даже врачи соматического профиля.

Но это заключение нисколько не отменяет реальности страданий невротика, даже если они кажутся беспочвенными, безосновательными, надуманными. Страдания взрослого невротика аналогичны тревогам и страданиям ребёнка, который переживает, что его бросили, его разлюбили, что матери нет рядом слишком долго.

Изначально, термин "невроз" был введён в 1777 году Уильямом Калленом для обозначения функционального физиологического расстройства, не имеющего структурной основы в страдающем органе. Позже значение термина было расширено в область психических явлений.

Тревоги, лежащие в основе человеческих неврозов можно рассматривать как процесс бесконечно незавершаемый и всегда актуальный. Он обусловлен мощными влечениями и является действующим и неустранимым, как голод.

Фрейд ввел понятие "психоневроз", которое, по аналогии с физиологическим толкованием, можно определить как функциональное психическое расстройство, не имеющее анатомической, морфологической, неврологической основы. Постепенно пришло понимание, что основу страданий невротика составляют мысли, фантазии и субъективные впечатления.

Откуда невроз берёт начало?

У каждого ребенка существуют индивидуальные пределы и сроки, за которыми внутренние представления теряют связь или меняют её качество в отношении внешнего или внутреннего объекта привязанности. Если матери нет рядом слишком долго, то младенец её "внутренне" теряет; если травматическое событие доказывает свою стабильную и достаточную повторяемость, то оно превращается в опыт, на него становится возможным полагаться и доверять ему и т.д.

Раздражение или любовь родителя, тревожность или чувство вины, беспомощность и освоение навыков — все эти и другие поначалу всеобъемлющие и бесконечные явления со временем теряют свою жизненно важную напряженность, становятся предсказуемыми и подвластными контролю, отпадает необходимость постоянно решать вопросы любви-ненависти, доверия-близости. Так формируется базовое доверие и образ безопасной реальности.

Однако, если ребёнку не удаётся добиться насыщения, "довериться", "поверить" в отношения с близкими и значимыми фигурами, то таким образом и закладывается невроз, — важнейшие вопросы детства так и остаются без разрешения, сохраняют свою тревожную напряженность. В каждый момент ребёнок, а затем и взрослый, вынужден решать вопрос "любят его или не любят?", "виноват или не виноват?", "погибнет он или будет жить?". И парадокс невроза заключается в том, что каким бы ни был ответ, он никогда его не удовлетворит...

Похожие посты

Изображение для О неврозах. Часть 2.
12 декабря 2017 г. — 3 мин. чтения
Изображение для Что такое психосоматика?
11 июля 2018 г. — 3 мин. чтения

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами