Невротические механизмы утраты своего «я».

20 июня 2019 г. — 4 мин. чтения
Изображение для Невротические механизмы утраты своего «я».

В работах А. Маслоу, Ф. Перлза, Э. Шострома, Э. Фромма и других выдающихся представителей гуманистического направления в психологии хорошо иллюстрированы невротические механизмы отхода от центра своего «Я». Они приводят к тому, что современный человек живет в состоянии бессознательности, и «низкого уровня душевной жизни», не ощущая свой большой потенциал. Эти механизмы актуальны для жителей бывшего СССР, в котором тоталитарный режим упорно взращивал «теорию винтика». Условия рыночных отношений также обезличивают покупателя, поскольку все знание о нем направлено на манипуляцию им.
Есть множество причин разрушения уникальной идентификации, эмоциональной и интеллектуальной неадекватности, манипулирования собой и близкими. Одна из основных находится в вечном конфликте между опорой человека на себя и верой в себя и опорой на окружение. Возникает серьезная проблема доверия к себе и другим. Личностей, которые рассчитывают только на себя и имеют своеобразный внутренний психический «компас», немного. Этому способствует твердое и правильное воспитание родителями, хорошая генетика, отсутствие травм, преград и кризисов в начале жизни. На этот «компас» могут оказывать влияние различные авторитеты, но в целом человек идет по жизни независимо, подчиняясь переживанию только своего внутреннего направления.
Однако, к сожалению, большинство прислушивается к мнению окружения, приспосабливается, подлаживается. Это вызывает недоверие к себе, побуждает искать поддержку у случайных авторитетов. И человек становится похожим на соломинку в бурном море жизни с дремлющей волей, пассивно воспринимая сигналы окружения.
Еще одна причина заключается в том, что большая часть людей догадывается, что коммуникация происходит между человеческими сердцами, но любить по-настоящему они не умеют. Они не понимают, что в высказывании Христа –«Полюби ближнего как самого себя» вторая часть не менее важна чем первая. «Полюбить ближнего своего» можно лишь в том случае, если являешься патриотом своей личности, любишь и уважаешь сам себя, что не надо путать с эгоизмом. «Чем в большей степени мы станем безупречными, то тем больше нас будут любить»- иллюзорно фантазирует большинство и начинает играть в фальшивые игры. Но нас любят больше, когда мы принимаем себя со всеми своими недостатками и слабостями, - указывал Э. Фромм. Да и где тот судья, который будет оценивать, что в нас вредного и лишнего, какое «Я» необходимо, и какую часть души необходимо ампутировать?
Третья причина объясняется экзистенциалистами, которые считают, что риск и напряжение в жизни человека настолько велики, что он ощущает себя беспомощным и делает себя игрушкой судьбы.
Еще одна причина заключается в давлении общества, потребности которого, разумеется. диаметрально противоположны личному счастью его граждан. От них требуют носить «маски». Может быть, эти «маски» и необходимы для социальных компромиссов, но личности необходимо различать их и собственное истинное лицо. Иначе такая глобальная манипуляция собой и другими закончится духовным провалом и невротизацией для самого манипулятора.
Отслеживание подобных деструктивных механизмов ценно не только для клинической практики, но и способствует систематическому самовоспитанию, хорошей адаптации в ходе которой прорабатываются негативные эмоции и формируется адекватная самооценка.

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами