Лечебный потенциал мифа

15 июня 2020 г. — 3 мин. чтения
Изображение для Лечебный потенциал мифа

Многие в детстве читали древнегреческие мифы, видели те или иные варианты их экранизации, нередко в стиле фэнтэзи. Возникает вопрос – о чем эти истории? Они были придуманы для развлечения? Отражали какой-то исторический контекст, творчески переработанный? Аккумулировали знания и представления античных племен и полисов, формируя культурную общность? Или они передают нам некое универсальное знание о природе человеческой души и о процессах, которые происходят в психике?

Каждый человек сталкивался в своей жизни с травмой. И юнгианские аналитики считают, что древнегреческий миф о герое Персее и Медузе-Горгоне как раз и отражает сущность психотравмы. Причем травма в мифе выступает одновременно, как проклятие и как способ трансформации. Сюжет мифа заключается в том, что герой противостоит хтоническому чудовищу в виде змееволосой прекрасной женщины, взгляд которой превращал людей в камень и сеял разрушение. Герой, имеющий божественное происхождение, был наделен представителями Олимпа различными магическими аксессуарами для финальной схватки. Среди них был зеркальный щит, глядя в который, Персею удалось убить спящую Медузу-Горгону, не обратившись в камень.

Один из уроков мифа состоит в том, что прямая конфронтация с травмой непродуктивна и опасна. Если мы впрямую пытаемся с ней справиться и преодолеть, то она делает с нами то. что делала Медуза-Горгона с людьми – превращает нас в камень и затягивает, ведя по пути ретравматизации.

Сюжет мифа демонстрирует и пути исцеления–трансформации. По одной версии мифа герой собирает кровь Медузы в два пузырька, эквивалентных мертвой и живой воде. Одна субстанция смертоносна, а вторая обладает способностью воскрешать мертвых. Это иллюстрирует двойственную природу травмы с ее способностью лишать человека жизненных сил и радости, и, потенциально, вести по пути качественно иного уровня понимания себя и собственного внутреннего мира.

По второй версии тело убитого чудовища порождает волшебного крылатого коня и воина с золотым мечом. Крылатый конь интерпретируется как символ инстинктивного знания, телесности и трансформации. А золотой меч несет истину и чистоту.

Обе версии говорят об архетипических качествах и свойствах, которые может мобилизовать человек для преодоления травмы. Таким образом, травма и беда, и природный дар одновременно для личностной и масштабной трансформации восприятия человека.

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами