Импринтинг как основа формирования травматического опыта и поведенческих расстройств. Методы работы с ним.

17 декабря 2020 г. — 5 мин. чтения
Изображение для Импринтинг

Импринтинг («впечатывание») — особая форма запоминания, обучения (запечатления) образов и поведенческих принципов в кризисные периоды жизни животных и людей. Импринтинг:

-происходит мгновенно и сохраняется на всю жизнь;

не подлежит изменению и в дальнейшем проявляется на уровне инстинктов;

- имеет необратимые последствия для дальнейшего мировосприятия.

Поэтому особенности поведения, зафиксированные в процессе импринтинга, сложно контролировать и, казалось бы, практически невозможно изменить.

Явление импринтинга у животных впервые выявил зоолог Конрад Лоренц. В его эксперименте недавно появившиеся на свет утята признали своим родителем ученого вместо высидевшей их птицы, потому что именно он находился рядом в первое время после вылупления. Позднее термин импринтинга стал применяться и для человека. 
У человеческих детей тоже есть период (ориентировочно от года до трех лет), когда они активно следуют за матерью, — это тоже результат импринтинга. Очевидно, что значение импринтинга, происходящего у новорожденного малыша по отношению к матери, трудно переоценить. Кроме того, случаи запечатления часто встречаются в детском и подростковом возрасте, так как именно в это время со многими ситуациями человек сталкивается впервые, и чаще всего они сопровождаются яркими эмоциональными волнениями.

Когда и как происходит импринтинг?

Он происходит в периоды особой чувствительности и восприимчивости, предусмотренные природой. В отношении психотравм, как правило, это сильная стрессовая ситуация, сопровождающаяся мощными переживаниями и нервным напряжением, поведение в которой записывается в подсознание как нормальное. Особенностью человеческого импринтинга, является то, что момент запечатления обычно проходит полностью бессознательно. В результате человек не помнит, когда именно у него сформировалась определенная привычка. В большинстве случаев это приводит к тому, что он самостоятельно придумывает рациональное объяснение, которое для него выглядит логичным и настолько убедительным, что он сам не сомневается в его истинности.

Рационализация работает продуктивно, но когда во внешнем мире происходит что-нибудь экстремальное,то включается аварийная система защиты. Если она не срабатывает, то человек сталкивается с жестким дисстресом. Происходит это потому, что общество пытается оградить нас от некоторых вещей. И если насилие, к примеру, всё-таки прорывается через такие защитные барьеры, и субьект сталкивается с ним лицом к лицу, то воздействие на него становится сильнее обычного. Поскольку те виды насилия, которые через защиту всё же прорываются, весьма неестественны для человека и болезненно отражаются на его восприятии действительности. И мозг просто не в состоянии справиться со столь сильными эмоциями и подобным типом экстремального опыта.

Иллюстрацией этого служит серьезная ДТП с жертвами. Каждая подробность этой трагедии надолго врезается в память и тревожит сознание на протяжении всей жизни.

Человек в жизни сталкивается с событиями двух различных типов: одни из них — всего лишь краткий миг, но оставивший неизгладимое, часто травматическое впечатление; другие — обычные, легко исчезающие из памяти. Эффект травмирующего опыта предельно выражен, стоек и длителен, угасаний впечатлений от него не происходит.

А попытки каким-либо образом изменить впечатления, полученные в результате травмирующего опыта, обязательно встретят серьёзные трудности и приведут к реакциям сопротивления и еще большему закреплению. Человека, который тонул в детстве, вряд ли убедят рассуждения о комфортности плавания.


Травмирующий эффект отчётливо демонстрирует, что человек, будучи животным, способен к особому типу обучения (невероятно быстрому, трудному для дальнейших преобразований), результаты которого остаются в памяти надолго, не требуя для поддержания уровня знаний повторных уроков. Мудрость природы здесь в том. что мы получаем разнообразную, неравноценную информацию. И способность усваивать материал быстро и помнить о нём продолжительное время дана нам природой только в отношении наиболее впечатляющих моментов нашей жизни.

Именно поэтому проявления проблемных ситуаций часто переживаются как "тупиковые". Их отмечают чувства безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т.д.

Тем не менее, при определенных условиях в терапии то, что было запечатлено в ранние переломные периоды, либо имело проблемное травматическое воздействие можно изменить «перепрограммировать». Для этого служат методы НЛП (реимпринтинг) и психодинамическая терапия, которые способны расширить выбор способов мышления, измененить ограничивающие убеждения о себе и о мире, пересмотреть и обновить ранее сформированные ролевые модели.

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я обязательно свяжусь с Вами