Идентификация с мифом – здоровье и болезнь.

 

      Одной из важнейших задач мифа, реализуемой в рамках процесса развития и созревания психики, является осуществление идентификации, самоидентификации (поиска тождества) и «позиционирования» (нахождения своего «места», образа самопонимания). Миф – это не только образ, символ, но и способ отождествления человека и общества с определённым временем, эпохой и культурной традицией.

     Посредством способности человека к идентификации происходит своеобразная психологическая настройка на соответствующую социальную группу, сообщество. В том числе происходит идентификация людей с обществом и общества с властью.

 

Таким образом, человек включает миф в сферу своего понимания, делая его если не понятным, то, по крайней мере, привычным, «присваивает» его. В результате, настраивая на общепринятое, миф:

 

- позволяет отделять чужих и сплачивать своих;

 

- оказывает помощь человеку в определении своего места в жизни и обществе;

 

  -помогает ему обосноваться в обществе, пустить «корни» в этом мире.

 

Благодаря этой функции, миф:

 

- определяет «систему координат», «шкалу ценностей», «точки отсчета», исторические, культурные, нравственные, социальные «опоры», относительно которых оцениваются современные и минувшие исторические события;

 

- обеспечивает функционирование социальных систем, действия общественных организаций, поведение людей.

 

Иначе говоря, мифы естественны для людей, легко ими понимаются, объясняются и принимаются, создают целостное духовное состояние, которое требует целенаправленного подержания.

 

     Может ли произойти так, что нездоровое исходно индивидуальное сознание, взаимодействуя с мифом, исказит его? Использует как «психическое убежище», «утонет» в мифе, полностью отождествившись с ним? Станет использовать миф не как полезный инструмент идентификации и самоидентификации, а как некую абсолютную реальность, в соответствии с которой необходимо действовать? Клинические наблюдения говорят о том, что такое может быть при разной степени нарушенности и некритичности человека, способствуя прогрессирующему отказу от реальности, погружению в иллюзии. Вероятно, нездоровый исходно человек творит миф или использует уже имеющиеся мифологические сценарии в качестве глобальной психологической защиты. Это усугубляет его нарушенность и болезнь, что, в свою очередь, заставляет прибегать к неконструктивной защите в еще большей степени.

 

     Историческим и конкретным примером-иллюстрацией такого прогрессирования болезни является жизнь «короля –сказки» Людвига 2-го Баварского.  Король был физически красив и привлекателен. Его глаза пленяли женщин, но в них талантливый французский психиатр Морель улавливал и «сполохи» будущего безумия. Исходные психодинамические нарушения в виде холодных, отстраненных родителей, сурового отца, применяющего физические наказания, способствовали погружению в мир грез и фантазий будущего короля. Неудачи в отношениях с женщинами, политическая и управленческая несостоятельность привели к отгороженности. Король строил чудесные замки в горах Баварии (Нойшванштайн), на бюджетные средства, разумеется. При этом отождествлял себя с рыцарями и героями древнегерманских легенд и саг.В конце концов, затяжной конфликт с реальностью и своими подданными привел короля к открытым проявлениям физической агрессии и угрозам расправы в адрес окружения. Государственная комиссия вместе с психиатром отстранила его от власти, и через несколько дней его тело было найдено в озере. По иронии судьбы, в настоящее время его горная резиденция признана наиболее успешным туристическим объектом земли Бавария.

(текст с www.doctorgrean.by)

 

Поделиться

Опытный, квалифицированный психотерапевт поможет и поддержит в непростой для Вас ситуации.

83
25
72
11