«Идеальный» ребенок и несчастный взрослый (избегающая привязанность).

       Иногда родители комментируют поведение своего малыша или клиенты вспоминают себя в детстве следующим образом:  «не плачет, истерики не закатывает, самостоятельный, такой умный, все понимает, можно договориться и объяснить». Мама  с таким умным и самостоятельным, «нормализованным» ребенком не испытывает особых хлопот, не подозревая, к сожалению, о цене за такую самостоятельность малыша.

 

     Но нередко именно эти дети имеют серьезные хронические проблемы со здоровьем.… И  проблемы психосоматического плана, а также в отношениях и привязанностях уже став взрослыми. Причиной  является то, что у ребенка  сложилась эмоциональная связь с родителем по избегающему типу. Он лишь кажется автономным, независимым, «маленьким взрослым»… Когда мама уходит, такой ребенок показывает, что это его не беспокоит, он невозмутим и иногда даже кажется равнодушным. Когда мама возвращается, ребенок не приветствует ее, не бежит к ней и не старается забраться на руки, он не демонстрирует радости, так же как и то, что  не огорчен. Его взгляд направлен либо в другую сторону, либо обращен к тому занятию, за которым его оставили.  Это именно то, чего ждут родители от ребенка, не желая хлопот - чтобы он сам научился справляться со стрессом без слез и криков.

Как формируется именно такой нездоровый тип привязанности?

 

  В течение первого года жизни ребенок сталкивается с тем, что на призывы и крики никто не приходит, более того - они могут вызывать  гнев и раздражение.И если  его стремление прижаться и забраться на руки подавляется, то он обучается скрывать свою потребность в помощи и поддержке.Принимаются и фиксируются радикальные решения в сценарии будущей жизни. В репертуаре родителя, лишающего своего ребенка полноценной поддержки, присутствуют следующие фразы: «ничего страшного», «ничего не случилось»;«не плачь», «сам виноват»;«не делай вид, что тебе больно», «не слушаешься – теперь будешь знать», «успокоишься потом придешь» и так далее.

    Поэтому ребенок начинает скрывать чувства и показывать то поведение, которое ожидают и одобряют родители. Он становится «идеальным», удобным, спокойным. Но на самом деле эти дети лишены внутреннего покоя. Де­ти с эмоциональной связью по избегающему типу испытывают выраженный стресс в момент расставания с близки­ми людьми. Вследствие того, что выразить свои эмоции невозможно, стресс находит свое выражение в виде психосоматических реакций. Поэтому такие дети часто жалуются на боли, тошноту,аллергии, проблемы с кожей, у них возникают проблемы со сном, стойкая нервозность, ведущая к хроническими заболеваниям.

    Тип эмоциональной связи формируется до первых 5 лет жизни маленького человека. После этого он может закрепиться, а в будущем воспроизводится в отношениях с другими людьми, друзьями, партнерами, собственными детьми. Очевидна чрезпоколенная передача способов реагирования и поведения. Родители, которые устанавливают с детьми эмо­циональную связь по избегающему типу, как прави­ло, тоже унаследовали определенный стиль поведе­ния от своих родителей, а те, в свою очередь, пере­няли его у старшего поколения.

     В результате в отношениях с партнером человек с избегающей привязанностью кажется дистанцированным, отстраненным. Он редко раскрывается и говорит о себе, своих переживаниях. Ему может быть тяжело распознавать чувства другого и разделять их. Эмоциональная связь по избегающему типу в детстве может стать предпосылкой для возникновения «контрзависимости» или «аддикции избегания». А также химических форм зависимого поведения. И тот, и другой вариант разрушают личную жизнь человека.

       Для установления надежной здоровой привязанности между взрослым и ребенком необходимы:

-  постоянный значимый взрослый в первый год жизни, оказывающий уход и заботу;

 

- чуткое поведение по отношению к ребенку, включающее внимательное отношение к призывам о помощи, стремление понять то, о чем хочет сообщить ребенок, действия для удовлетворения потребностей ребенка и в интересах ребенка;

 

 - возможность реализовать потребность в познании и чувственном восприятии мира - наличие стимулов для развития, одобрение исследовательской деятельности ребенка, похвала;

 

- поддержание зрительного и телесного контакта, речевое общение и диалог, начиная со звуков и слогов в раннем детском возрасте; 

 

- утешение в ситуации стресса. Боль, страх, разлука и ряд других негативных стимулов может стать стрессом для ребенка. Взрослые, к сожалению часто забывают о том, как тяжело они переносили это сами, считая чем-то малосущественным, лишая ребенка поддерживающего телесного контакта.

 

     Для успешной психотерапии человека с избегающей привязанностью первостепенной задачей является создание надежных терапевтических отношений. И  для их установления в терапии необходимо выполнение  тех же самых рекомендаций, как и для родителей.

 

     Общими принципами подхода является чуткое отношение к клиенту, одобрение, эмпатия, сочувствие и др. Кроме этого, в работе необходимо диагностировать и учитывать особенности клиентов с устоявшимися различными типами привязанности. Для клиентов, у которых в детском возрасте установилась избегающая привязанность в терапии характерно:

- отрицание влияния детско-родительских отношений на свое развитие и личность в целом;

- трудность в воспроизведении воспоминаний  о раннем детстве и семье;

- частая идеализация и обобщение детского опыта с формальными оценками: «обычная нормальная семья», «отношения были хорошие как у всех».

     С такими клиентами важно чувствовать и принимать их темп установления близости, учитывать склонность к дистанцированию и контролю. Иначе  есть риск их ухода из терапии.

Поделиться

Опытный, квалифицированный психотерапевт поможет и поддержит в непростой для Вас ситуации.

83
25
72
11